В духе и истине («Пять мужей», гл.13)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В духе и истине  

 (Окончание, см. предыдущие главы: Пять мужей (гл.1 и 2) Огранка («Пять мужей», гл.3), Что такое муж? («Пять мужей», гл.4), Иерархия отцов. Авраам, Иаков («Пять мужей», гл.5), Третий муж («Пять мужей», гл. 6), «Грех Самарийский» («Пять мужей», гл.7), Первые мужья (Пять мужей, глава 8), Чтение Духом (Пять мужей, глава 9), Гордыня иудейская (Пять мужей, гл.10), За миг до седьмой чащи гнева (Пять мужей, глава 11), Превращение воды в вино (Пять мужей, глава 12)

Однако вернёмся к загадочным пророческим словам Христа: «У тебя было пять мужей и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». О чём они?

Эта суровая обличающая фраза была обращена не только к Самарянской женщине. Она имеет прямое, самое непосредственное отношение, обращена ко многим — и женщина, и мужчинам, верующим и полуверующим. Ко всем, кто поклоняется не существующим богам, мнимым ценностям, тому, чего никогда не было или уже нет.

Нельзя, невозможно иметь мужем усопшего. Можно или найти себе новую опору в жизни, или продолжать оставаться вдовой. «Женщина Самарянская», т.е. земная Церковь Самарян в своей истории имела пять настоящих полноценных «мужей». Ибо Дух Церкви Самарян не оставался неизменным, но сообразно с уровнем богопознания и в зависимости от ряда привходящих обстоятельств  время от времени трансформировался до такой степени, что можно было характеризовать, как смену одного «мужа» на другого.    Тем не менее, до поры до времени  вера самарян оставалась духовной, имела живое общение  с горним  миром.

Однако эта связь становилась всё слабее и в какой-то момент дух жизни — дух развития и обновления — покинул религию самарян. Она застыла, как жена Лота. Обратив свои взоры на Тору, не смогла оторваться от неё, ограничилась ею и отвергла последующее Слово Божие, Который «многократно и многообразно» говорил «издревле отцам в пророках».[i] И превратилась в живой труп: устоявшуюся систему догматических воззрений, внешней обрядности и ритуалов, в которой есть всё, кроме одного, но важнейшего — живого присутствия Бога, Его Святого Духа. Конечно, можно поклоняться (или делать вид, что поклоняешься) и мёртвому, не существующему Богу — и многие в той или иной мере занимаются этим. Но дух и сердце чувствует фальшь — и, несмотря на гнёт обстоятельств, давление религиозных авторитетов, многолетнюю привычку, инстинктивное отторжение нового и закономерное опасение впадения в ересь, стремятся вновь обрести Живого Бога.

Вот почему «Женщина Самарянская» при живом вроде «муже», так печально молвила Христу: «У меня нет мужа». Вот почему, увидев Живого Бога, она так быстро оставила мёртвое поклонение букве, но обратилась к живому Духу.

Именно к духу, а не к новой форме.

Ибо одним из главнейших пунктов разногласий между иудеями и самарянами было учение о том, где должно находиться единое место поклонения истинному Богу — и именно поэтому «женщина у колодца» сразу же затронула этот вопрос. Да, до явления Мессии иудейская религия была самой «прогрессивной», заключала в себе большую полноту Слова. И поэтому Иисус подтвердил её приоритет, особое положение, по сравнению со всеми другими: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (ст. 23). Но ещё до этого Он сказал, что выбор места поклонения — не столь важен; главенство места поклонения над духом поклонения — относится к прошлому, к временам до явления на Землю Живого Бога. И не стоит делать себе из места кумира,[ii] и тем более, ломать по этому поводу «копий»: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (ст. 21). А позже, окончательно отметая все бесплодные богословские и канцелярски-религиозные споры о едином, «самом правильном», «единственно возможном» месте[1] поклонения Вездесущему и Всеведущему Богу,[iii] пояснит, что ныне людям нет необходимости утруждать стопы свои физические, направляясь к Богу (или пытаясь угодить Ему) — Он сам ИЩЁТ верных Ему. И Христос провозгласит (ст. 23, 24), как отныне будет выражаться истинная, живая вера: «Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

 


[1] То есть, по сути – о внешней конфессиональной принадлежности верующих и форме отправления ими религиозных ритуалов.

 


 

[i] Евр. 1:1.

[ii] Исх. 20:4.

[iii] Иов. 28:24, Пс. 138:7-10, Пр. 15:3, Иер. 23:24, Евр. 4:13.

Окончание. 

 

© 2017, Геннадий Благодарный. Все права защищены. Использование в СМИ разрешается только с согласия автора.

 

Комментарии   

0 #1 Kirill Zotov 30.05.2018 12:11
А разве так можно? В 2018м живемс...
Цитировать

Добавить комментарий

Запрещается использование нецензурных и хамских выражений, использование комментариев для рекламных целей.


Защитный код
Обновить

>