Гордыня иудейская («Пять мужей», гл.10)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Книжники и фарисеи

(Продолжение, см. предыдущие главы: Пять мужей (гл.1 и 2) Огранка («Пять мужей», гл.3)Что такое муж? («Пять мужей», гл.4)Иерархия отцов. Авраам, Иаков («Пять мужей», гл.5)Третий муж («Пять мужей», гл. 6)«Грех Самарийский» («Пять мужей», гл.7), Первые мужья (Пять мужей, глава 8)Чтение Духом (Пять мужей, глава 9)

Христос и дотоле постоянно сталкивался с характерной для иудеев гордынею и ревностью по Богу. Но отнюдь не ревностью «белой» — быть угодным Богу праведностью, истинностью и искренностью своей веры. Но самой обыкновенной низменно черной: считаться самыми праведными и святыми среди всех людей Земли, быть самыми близкими к Богу. Однако не по делам, а уже с момента появления на свет: только по факту рождения на земле, на которой стоит Храм, и будучи потомком Аврама по плоти. Причём именно Аврама, а не Авраама, ибо последнего Господь, как известно, сделал «отцом множества народов»[i]. И выделил для этой цели не из-за текущей в его жилах какой-то особо иудейской крови (род Аврама в Уре Халдейским ничем особо еврейским не выделялся)[1] и не из-за святости предков — они, как известно, были язычниками. А за лично праведный образ жизни и истинную веру — проявленные и доказанные неоднократно.

Однако сия чёрная недостойная ревность взыграла даже в ближайших учениках Христа: они «удивились, что Он разговаривал с женщиной» (ст. 27)[2], с Самарянкой. Или, в переводе с символа, — с существом, как бы «второго сорта»: к которым даже в их глазах относились в то время все, кто не является «правоверным» иудеем — те же Самаряне (не говоря уже о других народах). Однако, ученики не посмели открыто проявлять перед Христом свое недовольство разделения любви и внимания Бога во плоти с, образно говоря, «гоями», то есть язычниками; они, хотя и роптали про себя, но ни один из них не сказал: «чего Ты требуешь? или: «о чем говоришь с нею?» (там же).

Впрочем, одним только скрытым недовольством дело не закончилось: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь» (ст. 31). И этот стих, вкупе со следующими (до 38-го) символически предупреждает о «черной» духовной ревности иного рода — ревности быть единственными любимыми Христом учениками[ii]. Предложение учеников: «Равви! ешь»; очень странный с виду ответ Христа: «у Меня есть пища, которой вы не знаете», и которая, оказывается, — «есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его»; а также резкий, совершенно необъяснимый вроде переход к разговору о жатве (см. ст. 35) связаны воедино. И говорят вот о чем.

Ученики принесли Христу «в пищу», то есть, в жертву свои души, как Он к тому призывал: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Однако, посвятив свои души Христу, ученики ревниво говорят Ему: «Бери их, наши отдаваемые Тебе души, бери все, что у нас есть — но будь Спасителем нас, и только нас, давно предизбранных. Зачем тебе радеть о прочих?»

Христос же отвечает, что Его Миссия — спасти весь род человеческий, всех, елико возможно, желающих спасения: всех, не закореневших в грехе, горделиво не бахвалящихся им и сознательно не враждующих с Богом. И Его наставление Своим ученикам — быть проводниками этой Миссии, активными участниками и помощниками давнего и всеобъемлющего Божьего плана спасения людей всех плотских предков и любого дохристова вероисповедания: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут; Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (ст. 35-38).

Последние слова еще раз напоминают о долгом пути возвращения человечества к Богу, осуществлявшегося с помощью многих Мужей истинной веры. О том, что христианство — последний, завершающий этап Богопознания — подобен созревшему плоду, и ученикам Его остается только употребить усилие, дабы восхитить его и достичь Царства Небесного. Но их священный долг — не только спастись самим, но и помочь сделать это многим и многим другим, число которых — как звезд на небе, «если ты можешь счесть их»; «как песок земной; если кто может сосчитать песок земной»: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, которые «побелели и поспели к жатве» (Быт. 15:5, 13:16; Мат. 11:12). 


[1] Существует мнение, что слово еврей происходит от глагола eber (переходить через), означает «пришлец» и было получено Аврамом после его перехода через Иордан (или Евфрат) и прихода в «землю Ханаанскую».
[2] Здесь и далее ссылки на стихи без указания книги и главы указывают на рассматриваемую главу 4 Евангелия от Иоанна.


[i] Быт. 17:5.
[ii] См. об этом также Иоан. 21:19-22.

(Продолжение следует)

 

© 2017, Геннадий Благодарный. Все права защищены. Использование в СМИ разрешается только с согласия автора.

Добавить комментарий

Запрещается использование нецензурных и хамских выражений, использование комментариев для рекламных целей.


Защитный код
Обновить

>