«Один вдох»: потрясающе хороший фильм с фатальным извращением сути

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Светлая улыбка Натальи Молчановой 

Ничуть не хуже культовой «Голубой бездны». И не от того, что прототип главной героини по своим уникальным достижениям и масштабу удивительно разносторонней личности не уступает, но даже превосходит легендарных Жака Майоля и Энцо Майорка.

Несмотря на отсутствие многомиллиардного бюджета, фильм хорош сам по себе, сделан добротно практически по всем профессиональным критериям. В нем нет обрыдлых компьютерных эффектов, массовой мультипликации и сказочных сюжетных перипетий, как в примитивных «Пиратах Карибского моря», взахлёб заглатываемых школьниками младших классов и недалеко от них ушедших масс потребителей современной продукции Голливуда. Внимание, душу зрителя «Одного вдоха» захватывают красиво показанное величие водной стихии, её таинственная, суровая строгая мощь и хрупкость бросающей ей вызов одинокой человеческой личности…

Внешний контур сюжета не строго, но лишь пунктирно имитирует линию судьбы Натальи Молчановой — внезапно ослепительно вспыхнувшей и столь преждевременно исчезнувшей непревзойдённой звезды мирового фридайвинга на все времена. Отклонения, конечно, немалые, но большей частью, вполне простительные для художественного фильма, пробивающего себе трудный путь по тропе, доверху заваленной агрессивным голливудским хламом. Хватает и мелких деталей, вызывающих усмешку у профессионалов и причастных к фридайвингу.. А тем более, у имевших счастье непосредственно общаться с Натальей.

Впрочем, всё это должно быть незаметно и неизвестно рядовому зрителю, да и иным неофитам фридайвинга. Главный недостаток фильма характера, можно сказать, идеологического. Он не передал, более того извратил вплоть до противоположности внутреннюю суть натуры, душевного строя новой легенды фридайвинга, выведшей его на совершенно новую высоту, а точнее, глубину.

Для Натальи Молчановой фридайвинг никогда не был ареной борьбы с собой, со своими неврозами и страхами. Она никогда не боролось с Океаном, с соперниками, за призы и медали, не лезла «из кожи вон», дабы непременно быть первой. У Натальи напрочь отсутствовали непременно присущие, как правило, всем спортсменам высокого класса комплексы зашоренности, индивидуализма, эгоизма и нарциссизма. Она была очень светлой личностью с глазами, излучающими добро и почти неизменной искренней улыбкой:  любящей и заботливой матерью, глубокой целостной натурой, крайне позитивно настроенной к жизни, людям и окружающему нас миру, биологическому и материальному, находящейся в гармонии с собой и окружающей средой. Фридайвинг для нее — это не личностные достижения; погружение не вглубь водной пучины, но вглубь себя, постижение себя, своей сущности. Именно это было главной особенностью её душевного склада, столь разительно отличающего её от других людей и, тем более от специфического социального «класса» спортсменов-профессионалов.

Вот её белые стихи, вдумайтесь в них:

"Я погружаюсь в синеву,
Она сгущается, темнеет.
Мое паденье в глубину
Морскую
Вновь преодолеет
Границу.
Там есть выход
В подсознание.
И выплывает
Навстречу личности моей
Создание,
Которой имя — сущность,
Живущая лишь временно во мне.
И — понимание:
Для сущности важно любви
Мерцание.
Вибрациями дышит моя сущность
Очарования.
А личность — питается амбицией,
Тщеславием.
И суетой земной,
Признанием.
Я знаю —
Наверх меня поднимет
Только сущность.
А личности — слабо.
Всплываю".

В водной стихии — строгой, но не враждебной человеку, уважительно к ней относящемуся, неукоснительно соблюдающему её правила и осознающему свои пределы, — она с детства интуитивно чувствовало своё родство и растворялось в ней, постигая себя. Достигая глубокое единение с Природой, она уходила в сокровенные неподвластные современной науке глубины себя и находила, ощущала, проникала в своё исконное Творцом заложенное внутренне «Я».

«Там время познает
Пространства глубину.
И, влившись в бесконечность бытия,
Мы замираем
От предощущенья смысла,
Который в данный миг —
Лишь вдох.
А далее — любовь,
Что наполняет
На глубине сердца
Ко всем живущим»

Мы постигаем глубину,
Пускаясь в странствие морское.
И обретаем пустоту
В уединении с собою.
Освобождающая сила,
Безвременья неся печаль,
В воде, что в таинстве застыла,
Перетекает тихо вдаль.
 Соединяемся в молчании
С потоком чутким в синеве,
И проникаемся познанием
Духовной сущности в себе…»

Все этого в фильме нет. Да и не могло быть. От того, чтобы передать это средствами видеоряда крайне тяжело, и, пожалуй, не возможно даже шедевру. И потому, что даже шедевр будет не принят и не понят подавляющим числом кинозрителей. Оттого, что они вскормлены ядовитым зельем насилия, зла, эгоизма, греха и распутства, раскрашенном броскими картинками и спецэффектами, производимым Фабрикой не грёз, но дьявола. Этой порабощающей молодое сознание человечества мастерской, продавшей за прибыль свою душу и взращивающей бездумный агрессивный низкий вкус и усиленно угождающей ему.

Так, что фильм хорош. Правда, он вовсе не о Наталье Молчановой[i]. Это, скорее, поверхностное введение в фридайвинг. Не самое лучшее, не раскрывающее его сути и показывающее, пожалуй, с худшей и во многом вымышленной стороны. Что, впрочем, не отменяет достоинства фильма.

А ценностью его является представление (пусть, не в лучшем свете) кинозрителям мало кому известного в России фридайвинга. Среди них нашлось, несомненно, немало тех, кого захватила красота морских глубин, отточенное изящество, плавность скольжения и свобода ныряльщиков, не обременённых неуклюжими громоздкими дыхательными аппаратами. Кто, пусть, неотчетливо, смутно и отдаленно, но прочувствовал испытываемое фридайверами необыкновенное ощущение нахождения в невесомости, единения с громадой Океана. Кто захотел познать его изнутри, стать для него своим, уметь долго пребывать не только на поверхности воды, но и во всей её толще исключительно благодаря дотоле скрытым возможностям своего организма.

Таких зрителей не должна пугать сценарная линия фильма. Потому как любому фильму драматизм нужен, как вода. В реальной жизни его всегда несравненно меньше.

Это, разумеется, не отменяет того факта, что фридайвинг — занятие не для всех. И уж тем более не для любителей плевать в отпуске в потолок и предпочитающих «умирать от водки или от простуд»[ii]. Впрочем, занятие любым видом спорта полезно для здоровья лишь до уровня второго, редко первого взрослого разряда. Более высокие наоборот достигаются уже во многом за счёт здоровья, предельного и запредельного напряжения физических, эмоциональных, жизненных сил. Причем, это относится даже к таким безопасным видам, как, например, пинг-понг или боулинг.

Фридайвинг же не только открывает у организма скрытые возможности, но на более высоких уровнях становится даже не опасным, но экстремальным видом. И по этой причине никогда не будет массовым, но всегда останется занятием, увлечением избранных, элиты сторонников всех разновидностей подводного плавания (да и плавания вообще). Также, как альпинизм, среди всех любителей бродить на природе.

Однако одно дело — элита элиты и её запредельно высокие достижения и совсем другое — начальный базовый уровень. На этой стадии фридайвинг не более, а, пожалуй, даже менее экстремален, менее травматичен, чем регби, хоккей, футбол, фигурное катание…

Вместе с тем уже начальное практическое знакомство с фридайвингом даёт очень многое: умение правильно дышать, задерживать дыхание на 2-3 минуты (у многих это получается уже на первом уроке), быстро расслабляться, приобрести навыки экономной техники передвижения в толще воды, продувания ушей, очистить, изменить сознание, отношение к миру… А затем последуют дальнейшие шаги по обретению чувства свободы, единения с водной стихией — прародительницей всего живого на планете Земля. И помогут на этом пути инструкторы одной из лучших— если не лучшей в мире уникальной школы фридайвинга, созданной Натальей Молчановой и продолженной её сыном Алексеем Молчановым, многократным рекордсменом и чемпионом мира.

Море ждёт и с готовностью принимает любящих его…

 

[i] Великая тайна удивительной загадочной женщины - Натальи Молчановой: на редкость­  обаятельной, доброй, скромной и приятной в общении рекордсменки среди рекордсменов – лишь, разумеется, отчасти, но, пожалуй, лучше всего раскрыта в статье «Вспоминая Наталью Молчанову» (финальная фотография авторская).

[ii] В.Высоцкий «Вершина»

 

 

© 2020, Геннадий Благодарный. Все права защищены. Использование в СМИ разрешается только с согласия автора.

 

 

Добавить комментарий

Запрещается использование нецензурных и хамских выражений, использование комментариев для рекламных целей.


Защитный код
Обновить