Первые мужья («Пять мужей», гл. 8)

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  

(Продолжение, см. предыдущие главы: Пять мужей (гл.1 и 2) Огранка («Пять мужей», гл.3)Что такое муж? («Пять мужей», гл.4)Иерархия отцов. Авраам, Иаков («Пять мужей», гл.5)Третий муж («Пять мужей», гл. 6)«Грех Самарийский» («Пять мужей», гл.7)

Теперь выясним имя пятого, а точнее, первого мужа Самарянской веры.

О таковом упоминается неоднократно в связке с другими патриархами. Правда, имя его ни разу не называется. Оно скрыто за обобщающим и многозначащим понятием «отцы» (точнее, «отцов»). Как мы помним, при самом первом явлении ангела Господня Моисею — последнему из «законных»[1] мужей Церкви человеческой — он представил Пославшего его в качестве «Отца твоего» (Творца, Создателя): «Я бог Отца твоего, Бог Авраама…». Однако буквально тут же ангел Господень именовал Пославшего его уже иначе — Богом отцов: «И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам»[i]. И далее на всем протяжении Библии в подобном контексте постоянно говорится в таком же ключе — не бог Отца, но бог отцов: «Господь, Бог отцов ваших», «Господь, Бог отцов их», «Бог отцов наших», «Бог отцов твоих»[ii]. Особенно заметно, характерно это для в Нового Завета, апостольских христиан — иудеев в большинстве своем по происхождению, но освободившихся от ига Закона Моисея. Для них различия в вероисповедании ветхозаветных патриархов уже не имели практического значения.

Нас они в данном случае интересуют. То, что Авраам не был единственным духовным отцом всех верующих в Истинного Единого Бога, мы уже знаем — таковыми отцами, были и духовные продолжатели его дела Исаак и Иаков. Однако Авраам не был и духовным ПРАОТЦЕМ всех верующих в Бога. Да и не мог им быть. Достаточно поразительно, что таковым Авраам считается многими. Между тем Аврам как личность и Авраам, как родоначальник духовного направления, возник далеко не на пустом месте. Впервые он упомянут в Библии только в 11-й главе книги «Бытие». А до этого было и сотворение Богом «человека по образу Своему, по образу Божию». И насаждение Господом Богом рая «в Едеме на востоке». И помещение там человека «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Было принесение Авелем угодной Богу жертвы — «от первородных стада своего». И призрение Господом «на Авеля и на дар его». Ибо «верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». И только после этого родился у Евы Сиф «потому что, говорила она. Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин»[iii].

Сиф же породил Еноса — и уже «тогда начали призывать имя Господа.

Затем родился и «ходил Енох пред Богом». Причем очень символическое количество лет: «Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет» — ровно столько, сколько дней в году! «И ходил Енох пред Богом; и не стало его[2], потому что Бог взял его». «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти... Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу»[iv].

Еще позже появился среди людей Ной, который «обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом». За что и был благословлен Богом вместе с сыновьями своими. «Верою Ной… приготовил ковчег для спасения дома своего… и сделался наследником праведности по вере». И прожил праведный спасенный и благословленный Ной девятьсот пятьдесят лет[v].

Прожил, как и Авель, и Енос, и Енох Иаредов, не зная Авраама, но это не означает — что не зная Бога. Ведь именно Ной первым (и единственным) получил и благословение и знамение завета Между Богом и землею[vi].

Верою «принес Богу жертву», «переселён… так, что не видел смерти», «приготовил ковчег для спасения дома своего... сделался наследником…» Значит тогда, при жизни доавраамовых патриархов вера уже была! Причём «на всей земле был один язык и одно наречие». То есть, было только одно вероисповедание и одно-единственное направление в нем — одна «конфессия». Однако люди возгордились и восхотели иметь возможность попадать на небо не по причине творения угодного Богу и восхищения Им за это, но по собственной инициативе, собственным разумением и умением, в любой угодный им момент. Возжелали, как и некогда Адам с женой своею Евой, стать «как боги», самостоятельно «судить и рядить», что такое Добро, а что — Зло. Люди сказали: «построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя,[3] прежде нежели рассеемся по лицу всей земли»[vii].

И вот только после того, что наступило вследствие этого мятежа человеческой гордыни — после смешения Господом языков «так чтобы один не понимал речи другого», и рассеяния народа из Вавилона по «всей земле», — на горизонте Библии появляется Аврам: такое имя носил он тогда.

Точнее, сначала весомо обозначается отец его Фарра (по преданию — священник высокого ранга), назвавший город на пути в «землю Ханаанскую» в честь умершего сына Арана, отца знаменитого Лота[viii]. Случайно или нет, но сколь многозначительно и иносказательно двойное переиначивание его имени: с иврита[4] на греческий, а потом — на русский! Пусть оно в последнем случае и пишется с двумя буквами «р», но произносится с одним — как «фара». А фара, как известно, означает источник мощного концентрированного луча света транспортных, т.е. движущихся средств. Произошло это столь привычное ныне слово от названия средиземноморского острова у берегов Египта, вблизи Александрии, на котором в античные времена был установлен знаменитый маяк — искусственное сооружение, возвышающееся над окружающей местностью, светящее вдаль и спасительно указывающее верное направление всем находящимся во мраке или предупреждающее их об опасности.

И хотя, по иудейским преданиям, Библии, а также Корану, Терах был идолопоклонником, тем не менее, именно отец Аврама Фарра сделал первые шаги на пути в Землю Обетованную (хотя она еще и не называлась так) — вышел вместе с семьей «из Ура[5] Халдейского, чтобы итти в землю Ханаанскую»[ix].

Не менее важно и указание, откуда он вышел — из Халдеи. Известно, что Южное Двуречье, наряду с Древним Египтом, — это одна из колыбелей цивилизации и в те, «патриаршьи» времена отличалось высочайшим уровнем развития во всех сферах человеческой деятельности. Достаточно сказать, что уже приблизительно за 30 веков до Христа(!) в этом регионе начали складываться классовое общество, появляться города-государства (Лагаш, Ур, Киш и др.). Чудом сохранившиеся образцы письменности шумеров, ранних жителей Халдеи, датируются вплоть до такой неукладывающейся в голове современного человека древности, как 28-29 века до Р.Х.[6] Именно там были заложены основы астрономии, математики, календаря и много другого, что дало начало и положило основы человеческой цивилизации[7].

Выделялись древние жители Двуречья или Месопота́мии (греч.) и своими достижениями в деле Богопознания — в религиозной сфере. Об этом говорят строившиеся здесь грандиозные культовые сооружения — трех-семи-ярусные башни, т.н. зиккураты. А еще в большей степени то, что само слово «халдей» стало своего рода нарицательным — символом таинственного мистического мудреца. Много веков спустя, при рождении Христа, никто иные, как халдейские волхвы, первыми среди людей проведали об этом и «пришли в Иерусалим… с востока», вопрошая: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».[8]

Но, пожалуй, наиболее весомое свидетельство религиозных достижений жителей этого загадочного региона то, что начало начал Библии — ярчайшее описание сотворения мира[9], — в основных своих чертах совпадает с ещё более древним космогоническим эпосом предков халдеев шумеров «Энума Элиш».

 Всё изложенное выше (открытие, возможно для некоторых) не должно никого из верующих ни «пугать», ни «оскорблять в их лучших чувствах». Оно только лишний раз подтверждает то, о чем уже говорилось, что прекрасно известно из самой Библии, из первых ее глав: Моисей, который написал (точнее, записал продиктованное ему свыше) первые 5 книг Священного Писания, был далеко не первым из патриархов и далеко не единственным, имевших особые отношения с Господом. И жили эти домоисеевы и доавраамовы патриархи именно в Халдее: «Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассирией, — сказано о реках, проистекавших из Едема. — Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:14).

Впрочем, в Двуречье истинная вера сохранялась лишь в виде струйки чистой воды в широком и мутном потоке. Ибо религия шумеров и сменивших их халдеев сполна испытала на себе все последствия стремления людей создать «себе имя». Вдоволь впитала в себя отраву искажений и извращений, обильно покрылась многочисленными наростами человеческой ограниченности и слабости. И, как это уже было до и много раз будет после, закостенела в этом людьми созданном виде — для себя и под себя, подменив, в итоге, Истинную Веру, данную людям свыше, своей вполне удобной им, комфортной верой: дьявольским промыслом замутнённым и человеческим естеством преломленным собственным человеческим Её пониманием.

И «взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота... внука своего, и Сару, невестку свою... и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы итти в землю Ханаанскую». Наверное, неспроста вышел — если не по прямому повелению, то по внушению Божиему. Вышел, как следует понимать, именно для того, чтобы начать возвращение к истинным, Адамовых времен жития в Едеме, взаимоотношениям с Богом. Однако путь от низины к вершине, из мрака заблуждений к Свету Истины не лёгок и не короток. И Фарре не суждено было проделать путь до конца: «дошедши до Харрана, они остановились там».

Таким образом, Фарра сделал лишь первый шаг (может быть, даже неосознанно, не ставя перед собой конкретно такую цель) на пути возвращения к Богу. А потому, хотя и был одним из отцов веры, ибо в любом случае, вольно или невольно, но сыграл в её возрождении весомую роль, однако оказался, по большому счету, забытым, никак особо не отмечаемым среди верующих одним из второстепенных персонажей Библии…

Заслуга же Аврама в том, что в отличие от отца своего (и ещё более — от «отцов» своих), он смог решительно порвать с освященными временем, поддерживаемыми авторитетами религиозными воззрениями и традициями предков и «единолично» стать одним из немногих «именных» Мужей Веры. В Библии об этой заслуге Аврама, об его духовном подвиге, позволившем ему выделиться в «угодности» пред очами Господа, ничего не сказано — сразу говорится о повелении Господа «Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». И о награде и благословении Господнем за сие: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные»[x].

Однако почему Господь для своего благословения и повеления начать великий духовный путь выбрал именно Аврама?

Прямой ответ на этот вопрос имеется в Коране, который детально обрисовывает события предшествующие и обосновывающие этот выбор. В ответ на недоуменные вопросы сразу же заметим, что духовные корни Корана произрастают из Библии. Возможно, многим христианам это покажется странным и даже - диким. Однако согласно исламу, Коран — это откровения переданные Пророку Мухаммеду самим Аллахом, через ангела Джабраила (ветхозаветного Гавриила). Практически все персонажи, которыми оперирует Коран, также родом из Ветхого и Нового Завета, но с характерным для разных человеческих языков некоторым переиначиванием имен: Кабил и Хабил (Каин и Авель), Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон)… Предком пророка Мухаммада считается Исмаил (Измаил) — один из древних пророков, сын Ибрахима от его невольницы Хаджар (служанки Агарь), восстановивший с отцом мекканский храм Каабу. Иса ибн Марьям (Иисус Христос) в исламе — один из величайших исламских пророков (наби), направленный к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы Моисея, Пятикнижия) и принести новое священное Писание – Инджиль. По поводу происхождения слова «Аллах» существует много версий. Согласно одному направлению, оно происходит от семитского (употребляемого в Библии) «Элах»[10], по-русски — Бог — первое из трех главных имен Божества: существительное, составленное из слов Эль — сила, или Сильный, и Элоах — клясться, связывать себя клятвой. Согласно другому направлению — от составного арабского слова «Аль-Илах»: Аль — определенный артикль, Илах — арабское слово «Бог».

А теперь вернёмся к Авраму. И напомним, что его предки, как это не раз случится позже и с его потомками, причем даже в царствие и под непосредственным покровительством мудрого Соломона, отошли от веры в истинного единого Бога и обратились к многобожию, идолопоклонству[xi]. Аврам (Ибрагим) же, как гласит Коран, мужественно восстал за Веру, решительно отрешился от родного — традиционного, издревле присущего народу, но неверного религиозного воззрения и поклонения. Буквально про это сказано следующее: «Вот он сказал своему отцу и народу: «Что за изображения, которым вы поклоняетесь?» Они сказали: «Мы нашли, что наши отцы им служили... Сказали они: «Неужели ты пришел с истиной, или ты из числа забавляющихся?» Аврам же превратил их идолов в куски, кроме самого главного и сказал, когда его привели на суд: «Нет, он сделал это, старший из них этот, спросите же их, если они говорят... Неужели же вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что ни в чем не помогает вам и не вредит? Тьфу, на вас и на то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха! (Сура 21:52-67)[11].

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что первый «муж» «Самарянской женщины пришедшей к колодезю Иаковлеву»,

то есть первый Муж Веры в истинного Бога —

это совокупность перечисленных доаврамовых патриархов, начиная от Авеля и Еноса, и кончая, возможно, даже язычником или, скорее, полуязычником Фаррой.

Разумеется, никак нельзя забыть и загадочного «священника Бога Всевышнего» Мелхиседека, царя Салимского[12].  


 [1] От Закона Моисея.
[2] Но остался от Еноха знаменитый Мафусал, проживший 969 лет (Быт5:21,27).
[3] То есть, сотворим сами себе (или из себя) «кумира» (Исх. 20:4).
[4] На нём оно произносится, как «Терах».
[5] Переводится как «свет», «огонь».
[6] Всем, наверное, детям до определенного возраста (для иных — вплоть до вполне взрослого) свойственно наивно полагать, что «настоящая» история человечества началась не «понарошку», но реально с момента их рождения – или, в крайнем случае, с рождения их прадедушек и прабабушек. А всё, что было до этого – едва ли не легенды, полумифы...
[7] Вовсе не хочется тыкать в себя пальцем, но истины ради и для сравнения стоит сказать, что у славян письменность появилась лишь в 9-м веке после Р.Х. — то есть почти на 4 тысячи лет позже; разделение на дни недели — примерно в это же, совсем недавнее время. Отчасти из-за этого, вопреки Библии, седьмым днём недели в сознании наших людей считается не суббота, а воскресенье, второй день недели называется первым, третий — вторым и т.д.
[8] Мат. 2:1,2. Существует также мнение, что это были персидские маги зороастризма.
[9] Первая глава книги «Бытие».
[10] Иногда — Эль и чаще — Элохим.
[11] Ссылаясь на Коран, приходится, временами, делать скидку на эмоциональность пророка Мухаммеда, который был одновременно и одним из величайших поэтов в истории человечества, – что и мешало ему, нужно полагать, быть всегда объективным и беспристрастным: передавать людям ниспосланные ему откровения без авторского «редактирования».
[12] Быт. 14:18,19. Распространены три апокрифические версии родословия Мелхиседека. По одной он происходил от нечестивого племени Хамова, был сын Мельхила, сына Сида, сына Ламехова. По другой неизвестность рода Мелхиседека объясняется чудесным рождением: Софонима, жена Нира, брата библейского Ноя, бывшая во всю свою жизнь неплодной, в старости родила Мелхиседека.  Согласно третьей, приписываемой Афанасию Александрийскому,   безродность Мелхиседека объясняется тем, что  его отец, узнав, что Мельхиседек чтит Единого Бога, вздумал принести в жертву своим богам сначала его, а потом брата его Мельхила.  Однако  Бог, по молитве Мелхиседека, наказал город землетрясением, во время которого и погиб весь род Мелхиседека.


[i] Исх. 3:2,6,14,15.
[ii] См. например, Исх. 3:6,15; Деян. 3:13, 7:32…
[iii] Быт . 1:27; 2:8,15; 4:4,25.
[iv] Быт. 5:22-24.
[v] Быт. 6:8,9; 9:1,29.
[vi] Ев. 11:5.
[vii] Быт. 3:5; 11:1, 4.
[viii] Быт. 11:27-31.
[ix] И. Нав. 24:2; Быт. 11:31.
[x] Быт. 12:1-3.
[xi] 3 Цар. 11:5-7, первая глава книги «Бытие».

(Продолжение)

© 2017, Геннадий Благодарный. Все права защищены. Использование в СМИ разрешается только с согласия автора.

Добавить комментарий

Запрещается использование нецензурных и хамских выражений, использование комментариев для рекламных целей.


Защитный код
Обновить